Агентства домашнего персонала – тенденции развития
Массовый спрос на домашних работников возник в России во время зарождения капитализма, когда впервые произошло расслоение населения на очень богатых и очень бедных. У очень богатых были деньги, и им приходилось много работать, тогда-то и понадобился домашний персонал, в который шли, как правило, бедные. Это время и было временем появления первых агентств по подбору домашнего персонала.
За 20 лет многое изменилось в сфере работы домашнего персонала. Найм домашнего работника перестал быть чем-то исключительным и стал почти массовым явлением. Какие родители не приглашали няню к своему ребенку хотя бы иногда? А генеральная уборка, мытье окон весной? И приходящая домработница уже не сенсация, хоть домработница приходит и не в каждый дом. На этом фоне возникло множество агентств по поиску домашнего персонала. Самые старые агентства, до сих пор действующие на рынке посреднических услуг поиска персонала, ровесники российского капитализма, уже собираются отмечать двадцатилетний юбилей. Но поскольку компаний много, им недостаточно заниматься основной деятельностью – подбором домашнего персонала, надо выживать в жесткой конкурентной борьбе.
Занимаясь поиском работников, современное агентство персонала ведет картотеку соискателей, с которыми работают или ранее работали. И получая заявку на подбор персонала, сотрудники сразу могут что-то предложить своим клиентам.
Как правило, агентство ведет также и «черные списки» соискателей, которые проявили себя не с лучшей стороны.
Еще одно давно освоенное направление деятельности компаний-рекрутеров – это курсы подготовки и повышения квалификации домашнего персонала. Курсы проводятся как силами сотрудников агентства, так и приглашенными преподавателями, если штат малочисленный. Курсы домашнего персонала – большой плюс для самого агентства и для рекомендуемого им персонала. Соискатели, обучающиеся на курсах, осваивают современные методы и методики, необходимые для работы, будь то работа гувернантки, домработницы или няни. А кроме того, они получают совершенно новые для многих из них знания: основы трудового законодательства, этику и психологию поведения в семье, составление договора. Заканчивая курсы, кандидаты получают сертификат соответствия, методические материалы, в том числе примерную должностную инструкцию по специальности. А агентство, проводя подобные курсы, ближе узнает своих соискателей и может лучше определиться с их дальнейшим трудоустройством.
Среди интересных форм работы агентств домашнего персонала следует назвать организацию форума заинтересованных пользователей на сайтах агентств. Агентство предоставляет возможность высказаться как заказчикам услуг домашнего персонала, так и исполнителям. Люди пишут о наболевшем, получаются очень интересные, эмоциональные рассказы. Например, был опубликован рассказ одной мамы о том, почему ей пришлось отказать трем няням подряд и что позволило остановиться на четвертой. Или рассказ домработницы о семье, где она работает, и все, казалось бы, хорошо, но она идет туда, зажав себя в кулак и скрепя сердце. Это не просто интересно читать, они дают возможность участникам процесса посмотреться в зеркало самим и понять точку зрения противоположной стороны.
Появляются и новые формы работы агентств: конкурсы по профессиям. Конечно, невозможно собрать домашний персонал вместе и заставить соревноваться. Агентство пошло другим путем: оно предлагает заказчикам написать, за что они любят и ценят людей, которые работают у них дома. Победители-работодатели получают подарки, а победители-работники – дипломы «Лучшая в профессии». А кроме этого, все, и победители, и просто участники, убедились в том, что их труд в качестве помощников по дому и замечательные личные качества оценены по достоинству.