Революция на рынке домашнего персонала
За последние полгода рынок домашнего персонала претерпел значительные изменения. Если ноябрь и декабрь 2008 года были просто шоком для многих, то январь и февраль все расставили по своим местам. Если говорить коротко, то халява закончилась, господа соискатели, и ее более не предвидится!
Ситуация глазами работодателя
Кто нанимает домашний персонал? Как правило, менеджеры среднего и высшего звена. До кризиса, в «мирное» время, эти работодатели имели стабильно растущий доход. Они позволяли себе не экономить на домашнем персонале и, сами того не подозревая, участвовали во взвинчивании цен на услуги. Рынок труда был не готов к большому количеству вакансий, профессиональных нянь и гувернанток просто не было. Соответственно, чтобы получить хорошую гувернантку для своего малыша, состоятельные родители играли в игру «кто предложит больше зарплату». Поэтому оклад в 25-35 тысяч рублей для няни был совсем не редкость.
Сегодня средний класс, лишившийся своих привычных доходов, вынужден экономить на всем. Платить прежнюю зарплату прислуге уже невозможно. Клиенты прямо озвучивают нам свои мечты:
- Хочу нанять домработницу на полный рабочий день за 10 тысяч рублей в месяц!
Пока это еще фантастическое предложение, но через полгода, если кризис к тому времени усугубится, не исключено, что оно станет реальностью.
Многие в принципе отказались от услуг домашнего персонала. В том и кризис, что многим стало иметь домашнюю прислугу не по карману! Часть работодателей стали сами выполнять эти функции, например, жена потеряла работу и сама стала вести хозяйство, или бабушку сократили, и она занялась воспитанием внуков. Как следствие, количество вакансий резко сократилось.
Ситуация глазами соискателя
А соискатели между тем привыкли получать хорошую зарплату и настойчиво требуют «продолжения банкета». У них своя правда: в течение нескольких лет они повышали профессиональный уровень, овладевали новыми навыками. И ожидали очередного повышения зарплаты два раза в год как и прежде - осенью и весной! Так что же теперь, все усилия «коту под хвост»?!
Судите сами, вот типичные требования к домашнему персоналу.
Домработница: опыт работы в гостиничном бизнесе, за границей, в частной обеспеченной семье, владение современной бытовой техникой (моющий пылесос, утюг, посудомоечная машина и т.д.). Знание бытовой химии, моющих средств. Владение кухней разных народов. Крепкое здоровье, не тучные, возраст от 28 до 55 лет.
Няня: опыт работы в семье, педагогическое или медицинское образование, знание развивающих методик для детей разного возраста. Рекомендации, возраст от 30 до 55 лет. Постоянная екатеринбургская прописка.
Гувернантка: педагогическое образование, опыт работы в школе и семье, знание одного или двух иностранных языков, возможность выезжать с ребенком за границу. Возраст от 27 до 45 лет.
Персональный водитель: опыт вождения не менее 10 лет, без вредных привычек, знание города, наличие собственного автомобиля, рекомендации.
Сиделка: опыт работы с пожилыми и больными людьми, медицинское образование, умение делать инъекции, перевязки, отсутствие брезгливости, аллергий и вредных привычек. Возраст от 21 до 65 лет.
Семейная пара в загородный дом:
обязанности мужчины: уборка территории, снега, кошение травы, мелкий плотницкий ремонт, электрика-сантехника, умение водить машину, уход за собаками;
обязанности женщины: ведение домашнего хозяйства (уборка, стирка, мытье посуды, глажка, готовка), умение накрыть праздничный стол.
Третья сила
Вот и получается, что на рынке домашнего персонала сложилась такая революционная ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Противостояние работодателей и соискателей длилось всю зиму 2008-2009. Но свято место, как известно, пусто не бывает. За существенно меньшую, чем до кризиса, зарплату согласны трудиться непрофессионалы. Это бухгалтера и экономисты, которые потеряли основную работу, тяжелее ручки ничего в руках не держали, «прогибаться» не привыкли…но от безысходности решили податься «в люди». В агентствах этих людей не ждут, поэтому работу они ищут самостоятельно: через газеты и знакомых.
Непрофессионалы сбивают цену на домашний персонал, и специалисты с опытом вынуждены постепенно умерить свои требования к зарплате. В противном случае они рискуют вообще остаться без работы! Например, расценки на услуги нянь, конечно, не вернулись к уровню пятилетней давности, но расти перестали и видимости роста в ближайшее время не предвидится. По данным Ассоциации Компаний Семейного Сервиса, проводившей мониторинг на рынке услуг домашнего персонала с 2006 года, на осень 2009 года расценки на услуги помощников по хозяйству на сегодняшний день выглядят так:
няня к новорожденному ребенку: от 100 руб./час;
няня к ребенку дошкольнику: 100 - 150 руб./час;
суточная няня ребенку: 2000 руб./сутки;
домработница (цена зависит от площади убираемого дома): 1000-2000 руб. за уборку, и от 20000 рублей в месяц при работе 5 дней в неделю ;
семейная пара для работы в загородном доме: 35000-50000 руб./месяц ;
персональный водитель на машине хозяина: 20000-35000 руб./месяц (цена зависит от квалификации и занятости водителя);
домашний повар: от 1000 рублей за выход и от 25000 руб./мес. (зависит от квалификации и нагрузки повара);
гувернантка: 12000-35000 руб./месяц (зависит от количества часов);
сиделка для ухода за больным от 80 руб./час (зависит от количества часов), с проживанием - от 12000 руб./мес.
Прогноз на 2010 год
С осени 2008 года спрос на услуги домашнего персонала упал более чем в 2 раза, и, скорей всего, в течение этого года тенденция продолжится. Также ожидается дальнейшее сокращение размера зарплат. В меньшей степени это повлияет на услуги нянь и сиделок (как наиболее востребованных из домашнего персонала), но и их оплата будет стремиться к минимальным значениям. Одно радует: многие клиенты привыкли к услугам домашней прислуги и пока не готовы отказаться от комфорта.
Позиция Ассоциации Компаний Семейного Сервиса
«Революция» снизила качество оказываемых услуг на рынке домашнего персонала. В ноябре 2008 года был настоящий бум – в день обращалось по 50-80 человек с целью найти место прислуги. Но профпригодных оказалось всего 3 % от общего количества обращающихся. Самый распространенный отказ в трудоустройстве – психологическая несовместимость с выбранной вакансией прислуги. В трудоустройстве через уважающие себя кадровые агентства этим дамам отказано и все кто из «черного списка» потянулись в «новичковые» агентства. Надо отметить, что благодаря государственной программе «новички» растут как грибы за каждым углом. Надеясь на легкий хлеб и обольщенные низкими вложениями с высокой наживой, новички демпингуют цены и, не проверяя не по каким параметрам кандидатов, предлагают их для работы в семьи. Можно представить, что за контингент в таких «новичковых» компаниях! Это, как уже было сказано, и профнепригодные люди, и кадры из «черного списка». Не редко эти «новички» просто напросто прозванивают все объявления в газетах в поиске кандидата на оплаченный заказ. С таким подходом, скоро нормой стает, когда домработница или няня пытается командовать хозяйкой квартиры и отчитывает ее как девочку за сущие мелочи. Однако врядли это то, что хочется получить работодателям.
Ассоциацией Компаний Семейного Сервиса разработаны программы обучающих курсов для нянь, сиделок, домработниц. Данные программы были успешно залицензированы Органом по сертификации продукции и услуг ООО «Уральский центр сертификации и испытаний «Уралсертификат». И на сегодняшний день мы приглашаем желающих поменять профессию, пройти курс переквалификации или просто сертифицироваться в качестве профессиональной няни, сиделки или домработницы. Тем более, что после обучения выдается сертификат государственного образца. Курсы занимают неделю теоретических занятий и неделю практики. Наши будущие няни проходят практику на базе детской больницы , помогая в отделении брошенных детей. Сиделки оказывают уход в богадельне Екатеринбургской Епархии и в частных пансионатах для больных.
Совет соискателям
Противостоять снижению цен глупо. В данной ситуации гораздо ценнее постоянная занятость со стабильным доходом.
Совет работодателям
Не стоит экономить на профессиональной прислуге. Выход из ситуации есть всегда. Например, если ранее Вы нанимали прислугу на пятидневку, то переведите ее на визиты 2-3 раза в неделю, в этом случае и Вы сэкономите на зарплате, и домработница не будет обижена, взяв еще дополнительную подработку в другой семье.
Нанимая прислугу через «новичковые» агентства, погнавшись за «смешными» ценами на их услуги и заискивающие предложения, или через объявления в газете\интернете Вы рискуете принять на работу профнепригодную прислугу с неблагополучной репутацией, которая оставит свой след возможно до конца жизни в виде урока «скупой платит дважды», а в худшем случае и других неблагоприятных последствий.
Не создавайте себе проблемы, экономя на качестве! Всегда рады помочь советом! Президент Ассоциации Компаний Семейного Сервиса Храмцова Ирина Анатольевна. Телефон горячей линии 2692161, сайт www.akss.info